Не тяни резину
Более миллиарда тенге должны павлодарцы, чтобы в соответствии с экологическим законодательством утилизировать автомобильные шины, бывшие в употреблении.
До 23 тысяч тонн отходов автомобильных шин, по данным Объединённой химической компании, ежегодно образуется в Павлодарской области. Норма Экологического кодекса и соответствующий государственный стандарт предписывают их утилизировать, как твёрдые опасные отходы, выделяющие в атмосферу загрязняющие вещества. А что же на самом деле происходит с автопокрышками, отслужившими свой срок?
Представители Павлодарского завода по переработке шин утверждают, что старую автомобильную «обувку» в Павлодаре предпочитают сжигать, закапывать или коллекционировать, собирая целые «горные залежи» из покрышек. Одним словом, всё что угодно, но только не сдавать её на утилизацию.
Мало кто из водителей задумывался или вообще знает о том, что, выбрасывая старые колёса от своего автомобиля, он становится нарушителем закона, регламентирующего порядок хранения, транспортировки, утилизации и переработки имеющихся твёрдых опасных резиносодержащих отходов. Со всеми вытекающими отсюда штрафными санкциями.
– Другое дело, что сегодня это один из тех законов, принять который – приняли, а вот до того, чтобы обеспечить его выполнение, пока, видимо, руки не доходят, – говорит заместитель директора Павлодарского завода по утилизации автомобильных шин Сергей Григорюк, – даже в случае с промышленными предприятиями и автобазами, имеющими в своём арсенале мощный и преимущественно габаритный автопарк.
По словам С. Григорюка, из всех крупных предприятий Павлодарской области только филиал «Казахтелекома» проявил инициативу и сам привёз использованное автомобильное сырье на переработку, сразу же перечислив всю необходимую сумму. Дисциплинированны в исполнении Экологического кодекса в части использованных автомобильных шин и некоторые мелкие ИП. А вот с заводами сотрудничество никак не складывается. Иногда во избежание экологических санкций на предприятиях производят захоронение, сжигание и вывоз использованных автошин в безлюдные места.
Впрочем, сжигают старые автошины и простые горожане, живущие в частном секторе. Спросите у любого владельца шиномонтажа, каким образом он освобождает свои площади от использованных колёс, которые зачастую оставляют клиенты. Кстати, не забирая с собой старый комплект автомобильных колёс, автолюбитель, сам того не ведая, всю ответственность за соблюдение экологического законодательства автоматически перекладывает на шиномонтажную мастерскую. Замыкают круг в этой цепочке жители частных домов. Для них шиномонтажки, особенно в осенний период, – это настоящий кладезь сырья для топки. Думаю, излишне говорить, какой вред атмосфере наносит дым от горящей резины. К слову, отслужившие свой срок автопокрышки по существующему законодательству запрещено вывозить не только подальше от глаз людских, но и на полигоны. Существует единственный законный путь ликвидации использованных автомобильных шин – передача их специализированному производству. В Казахстане зарегистрировано шесть предприятий, которые проводят фактическую утилизацию автомобильных шин: в Шымкенте, Кызылорде, Семее, Петропавловске, Караганде и Павлодаре. Все они входят в Казахстанскую ассоциацию по управлению отходами «KazWaste» и очень тесно между собой сотрудничают, кооперируя производственные мощности для оптимизации сроков оказания услуг и транспортных расходов.
– Каждое предприятие вольно выбрать любую из этих фирм, чтобы утилизировать изношенные транспортные шины и получить полный пакет документов, освобождающий от ответственности перед уполномоченными государственными органами по надлежащему управлению отходами, – говорит Сергей Григорюк. – Но так как мы очень хорошо взаимодействуем со своими коллегами из других регионов Казахстана, то можем говорить о том, что павлодарские промышленники с использованными шинами делают всё что угодно, но только не утилизируют. Поэтому мы считаем, что совместно с местной исполнительной властью и уполномоченными органами необходимо обеспечить исполнение законодательства в этой сфере.
На данном этапе, когда, по мнению специалистов, экологическое законодательство в части старых шин не исполняется на должном уровне, заводу по утилизации автопокрышек легче работать с крупными предприятиями. Хотя, конечно же, он ориентирован на всех без исключения казахстанцев, имеющих автомобили, потому как автотранспортные шины, бывшие в употреблении, относятся к категории твёрдых опасных отходов, выделяющих в атмосферу девять наименований загрязняющих веществ. Это один фактор в пользу утилизации шин. А вот и второй: период разложения автомобильных покрышек до молекулярного уровня составляет 150 лет. Однако будем реалистами. Правда такова, что простые автолюбители вряд ли, «переобув» свою машину, тут же поедут в промзону, чтобы сдать на переработку старые колёса. И ладно бы просто съездить, так ведь за процесс утилизации ещё и нужно заплатить из собственного кармана. В Павлодаре тариф на утилизацию отходов изношенных транспортных шин диаметром до 1600 миллиметров (шины большего наружного диаметра перерабатываются в других регионах) составляет пятьдесят тенге за килограмм. То есть владелец машины, имеющей, скажем, 14-й размер резины, за четыре колеса, вернее, их переработку, должен заплатить что-то в пределах 800 тенге (одно колесо 14-й резины весит четыре с лишним килограмма).
Новость об этом сразу же вызывает недоумение: почему владелец имущества, а колёса, хоть и отслужившие свой срок, тоже к нему относятся, фактически предоставляя сырье, остаётся ещё и должен заводу? Где логика? Это то же самое, если производители, скажем, сахара будут принимать свёклу по принципу ты нам и свёклу принеси, и заплати за неё, а мы возьмем. Хотя, с другой стороны, плати предприятие деньги за сданные использованные автошины, не зарастала бы туда тропа «защитников экологии» сомнительного вида, которые «боролись» бы за чистый воздух вне желания самих автолюбителей и вне зависимости от срока эксплуатации шин (попросту снимая их с транспортных средств на улице).
Но мы отвлеклись. Отработанного механизма взаимодействия с автолюбителями на предмет выполнения ими экологического законодательства в Казахстане не существует. Хотя сумели же дорожные полицейские в своё время методом денежного кнута приучить автовладельцев и их пассажиров к ремням безопасности!
Здесь уместно добавить, что размерный ряд резины очень обширный. Есть колёса автобусные, грузовые, камазные, погрузочные… Специалисты АО «Объединённая химическая компания», основываясь на своих исследованиях, приводят такие данные: на долю Павлодарской области ежегодно приходится порядка 21-23 тысяч тонн изношенных шин. Стоимость услуги утилизации мы уже знаем. Таким образом, нетрудно подсчитать, сколько денег задолжали павлодарцы, как физические, так и юридические лица, за отслужившие свой срок автомобильные покрышки, будь они все дисциплинированными и свято чтящими Экологический кодекс. Цифры получаются очень даже внушительными – более миллиарда тенге! Понятно, почему руководители иных предприятий так жаждут сэкономить.
В результате переработки автомобильных шин на выходе получается резиновая крошка, которая используется в изготовлении резинобитумных мастик. А сама резиновая крошка по новому дорожному стандарту является обязательным компонентом для добавления её в асфальт для лучшего сцепления с шинами машин. Павлодарский завод по утилизации и переработке отходов изношенных автотранспортных шин способен перерабатывать две тысячи тонн покрышек в год, получая на выходе 1020 тонн резиновой крошки. Но вот уже полгода он простаивает. Нет сырья. За шесть месяцев здесь сумели набрать что-то около 10-12 тонн шин, бывших в употреблении. Это на две смены работы. Естественно, такие темпы абсолютно нерентабельны.
– На неделю нам необходимо 35 тонн покрышек, – говорит Сергей Григорюк, – это 95 камазовских баллонов.
В сложившейся ситуации частные предприниматели в иных случаях даже берут шины на утилизацию бесплатно. Они согласны на любые условия – от рассрочки до кредита. И тем не менее завод пока стоит. Бизнесмены уповают на помощь государственных структур, ответственных за исполнение всех норм экологического законодательства.
Источник: Звезда Прииртышья